По просьбам интересующихся копирую данный пост сюда из бортовика
Лазил по нету в поисках ответа и нашел, что обе мои ошибки могут вылазить из за подклинивания вот этого чуда

не знаю как правильно его обозвать. Это непосредственно клапан, который толкается электромагнитным клапаном и открывает/закрывает поток масла к поршню Ваноса. америкосы называют его VANOS piston. Ну и мы назовем его по-русски просто пистоном

Ну так вот, пишут америкосы, что это недоработка БМВ. на гранях пистона образуются задиры и он начинает подклинивать. после 97 года эту деталюшку стали выпускать с фаской на краях. Именно это и предлагается сделать с данной недоработкой

Вытаскиваем его аккуратно пальцами и вот он родимый:
Откровенных задиров нет. но в своем посадочном месте он и вправду ходил с заеданием. Берем надфиль, стачиваем кромки на всех гранях и обрабатываем это дело мелкой наждачкой.
Установил на место и теперь все двигается без заеданий.
Откровенно говоря, я не очень то верю, что конкретно у меня проблема была в этом, т.к. я проверил работу электромагнитного клапана и убедился, что он толкает этот пистон с очень приличным усилием. пальцем я не мог пересилить клапан и вдавить штырек. Ну, по крайней мере, теперь это заедание будет исключено