Цитата:
Сообщение от chaos
|
chaos, а тебе не пофиг?
они там (в Констанинополе) ссылаются на унию 1439 года и на поместный собор 1448 года, когда Русская церковь самообъявила автокефалию и была поддержана Констанинополем и оставалась в юрисдикции Константинопольского патриархата. И что Вселенские соборы не признали автокефалию Русской церкви, а Константинополь может это своё признание автокефалии и отменить. Но! Тут есть одно большое и жирное
НО.
Нынешняя РПЦ МП создана в сентябре 1943 года тов. Сталиным. Это совершенно новая и другая организация, абсолютно не являющаяся преемницей Православной Русской Церкви (ПРЦ), которая существовала до 1917 года. Поэтому вообще о каких униях и какой преемственности и тёрках с Константинополем 500-летней давности может идти речь.
Проблематика преемственности:
Оффтоп
До 1917 года в Российской империи (как и ранее в Московском царстве) Православная Церковь не являлась юридическим лицом. И хотя храмы, монастыри, Святейший Правительствующий Синод и другие структурные установления ПРЦ являлись определёнными структурными единицами государства с определенными полномочиями и правами, но российскому законодательству не было известно такое юридическое лицо, как ПРЦ.
Причём и у структурных установлений ПРЦ юридические права были весьма ограничены: например, на каждую куплю-продажу объектов недвижимости тем необходимо было испрашивать разрешение императора.
В целом, до 1917 года государство и Церковь в России были слиты во единое церковно-государственное тело – в православную империю. При Временном правительстве начался процесс «отдаления» Церкви от государства.
Большевики, захватив власть, 21 января 1918 года издали декрет, который начинался словами: «Церковь отделяется от государства». Отделив Церковь от государства, большевики не только не предоставили ПРЦ прав юридического лица (которых она до того и не имела), но и все церковные учреждения тем же декретом лишили прав юридического лица. После чего в условиях известных советских гонений на духовенство, не имея вообще никакой государственной регистрации, ПРЦ фактически атомизировалась.
И хотя с 16(29) июля 1927 года, после публикации известной «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского), часть иерархов пошла вслед за её автором на сотрудничество с ОГПУ и соглашательство с советской властью, но этот факт не позволяет однозначно утверждать, что Сергий возглавил ПРЦ. Ведь ПРЦ как таковой не было: ни де юре, ни, по большому счёту, де факто.
Сергий Страгородский был поставлен советской властью де юре и де факто лишь во главе одного из «осколков», оставшихся от исторической ПРЦ. Причём «осколка» едва ли самого крупного: ведь необходимо учитывать, что все многочисленные «непоминающие» митрополита Сергия не относились к его юрисдикции.
В начале же сентября 1943 года на базе «сергианского осколка» ПРЦ и была Иосифом Виссарионовичем Сталиным создана большая и мощная структура с новым названием «Русская православная церковь» и с изменением титула предстоятеля (вместо «всея России» - «всея Руси», что особо оговорили Сталин и Сергий).
С сентября 1943 года епископат РПЦ МП фактически вошёл в состав советской «знати». И его представители тесно сотрудничали с властями страны вплоть до позднесоветских времён, участвуя, например, в пропаганде социализма (и в СССР, и за его границами) и в организации гонений на другие «осколки» ПРЦ.